Как влияет телевидение на детское воображение?
Телевидение обвиняют в «убийстве» детского воображения. Оно предоставляет им ограниченный спектр сюжетных линий, характеров и представлений о мире. Каково же телевидения на мир фантазий ребенка на самом деле?
[[MORE]]
Некоторые ранее проведенные исследования выявили наличие негативного воздействия на результаты выполнения детьми некоторых творческих заданий, связанных с мышлением, решением задач и способностью писать. Это полностью соответствовало распространенному мнению о том. что неограниченный просмотр телевизора, и в особенности сцен насилия, действительно препятствует развитию творческих способностей ребенка. Ряд исследований показал, что дети, растущие без телевизора, лучше справлялись с тестом на креативность по сравнению со своими сверстниками, живущими в сходных жизненных условиях и имевшими похожее происхождение, но растущими с телевизором. Эти исследования были проведены в то время, когда еще можно было отыскать общества, где не было телевидения, но которые тем не менее не отличались от генеральной совокупности (воздерживающиеся от просмотра телевизора по идеологическим и религиозным убеждениям или очень бедные и бездомные семьи). Сегодня очень трудно найти подобные общества или хотя бы реконструировать их. Таким образом, хотя эти данные и остаются верифицированными, они продолжают подпитывать и вдохновлять горячие общественные дискуссии о возможности того, что взаимосвязь негативного характера между просмотром телевидения и творческими способностями действительно существует. Иными словами, телевидение препятствует развитию творческих способностей детей.
Телевидение или радио?
Другие исследования были сосредоточены на том, чем отличаются телевизионные истории от других форм повествования в качестве стимулов воображения и творческой деятельности детей. Например, в одной из гипотез утверждается, что повествование в телевизионном варианте вызывает меньше творческих идей, вариантов развития сюжета и решения задач, чем та же история в вербальной (звуковой или печатной) форме. Это объясняется чрезмерной привлекательностью визуальных характеристик телевидения - так называемым «эффектом визуального подавления». В том, что касается понимания содержания, аудио средства обладают значительно большим преимуществом. Проще говоря, прослушивание истории по радио может в большей степени стимулировать способность детей придумывать свои варианты развития сюжета, характеров и событий, чем ее просмотр по телевидению. Поскольку эти исследования были проведены в Европе и США, встает вопрос об их репрезентативности. Например, будут ли дети, растущие в культурах с устными приоритетами (традиционные общества, ортодоксальные религиозные группы, семьи со специфическим идеологическим отношением к телевидению), и дети из визуально ориентированных культур (с доминирующей телевизионной культурой) по способам и уровню выполнения разного рода заданий, просто потому, что они имеют разную иерархию умственных навыков?
Роль телевидения как стимулятора игры воображения
Еще одна область исследования - роль телевидения как стимулятора игры воображения (также называемой «воображаемой», «выдуманной» или «образной» игрой). Многие исследования в этой области основываются на предпосылке, что просмотр телевизора может заменить обычную свободную игру, особенно для маленьких детей, для которых таковая считается нормой. Обобщив данные этих исследований, можно сказать, что в конечном счете то, что дети смотрят, в большей степени влияет на фантазию и игру воображения, чем количество времени, проведенного перед телеэкраном. Например, просмотр жестоких фантастических телепрограмм может ограничить или вообще занять место игры воображения, в то время как образовательные программы, поощряющие формы поведения, помогают развить и стимулировать игру воображения. Противники коммерческого телевидения утверждают, что большинство программ, которые показывают по коммерческим телеканалам, поощряют их пассивный просмотр, а не активную мыслительную деятельность и воображение и редко дают маленьким зрителям возможность для творческой игры воображения, хотя это чрезвычайно важно для развития ребенка.
Телевидение и детское воображение
Тем не менее в конкретных этнографических исследованиях немало подробных описаний, иллюстрирующих то, что телевизионный контент обладает стимулирующим потенциалом для развития детского воображения и игры. В США дети обнимают своего воображаемого друга Эрни из «Улицы Сезам»; играют в или в «Драконий жемчуг» в Германии; подражают «Могучим рейнджерам» или играют в друзей из телесериала «Соседи» в Великобритании; хотят быть похожими на участниц поп-группы «Spice Girls» или «Хозяином Покемонов» в Израиле; воображают, что встречаются с друзьями из телесериала «Монгол» в Южной Корее, - и это далеко не все. Как выяснилось, все упомянутые выше формы телевизионного контента используются детьми для конструирования своих воображаемых миров и выражения своих желаний через воображаемую игру в этих мирах. В дальнейшем было выяснено, что дети заимствуют у телевидения окружение (например, космическую станцию, джунгли, даже телестудию), объекты (двигатель, предмет мебели, здание), персонажей (мультипликационного, знаменитость, исполнителя главной роли), костюмы (накидку, маску, аксессуар), сюжеты (боевик, мыльную оперу, комедию ситуаций) и определенную информацию (названия мест и событий, изобретений и лекарств, имена героев) и объединяют их в своих воображаемых историях. Возьмем для примера историю, рассказанную девятилетним израильским мальчиком Омером в ходе интервью. Омер описывает рисунок своего вымышленного мира:
«Этот мир только мой... здесь я правитель. Я могу делать все, что хочу. Все позволено. У меня костюм. У меня красный плащ, как у Супермена. У меня зеленые руки, поэтому я могу залезать куда угодно, как Человек-паук, эти синие предметы в моих руках - это мое огнестрельное лазерное оружие. Красный ремень, как у Покемона. У меня фиолетовые летающие ботинки, а рога, как в маске Бэтмена. Я хозяин, и еще у меня есть меч, как в "Звездных войнах"».