Как помочь ребенку в решении проблемы?

Когда ваш ребенок ставит перед собой какую-нибудь задачу, одна из первых вещей, которые вы можете сделать, это помочь ему прояснить проблему или цель, над которой он собирается работать. Задавайте ему вопросы, чтобы он мог рассказать, как он видит данную ситуацию, что должно быть изменено и какие препятствия и помехи могут появиться. Примените метод мозгового штурма для выявления возможных вариантов и альтернативных путей подхода к проблеме. После того как вы разобрали всевозможные способы действия и их последствия, позвольте своему ребенку выбрать вариант или альтернативное решение, которые, по его мнению, приведут к желаемому результату. Может быть, оценить прогресс окажется непросто. Например, ребенок поставил себе целью развитие личных качеств, которые помогут ему стать лучше. Над такой целью он будет постоянно работать и никогда полностью ее не достигнет, но и к ней можно применить тот же процесс.


[[MORE]]

Поработав по этой схеме с несколькими детьми, мы были удивлены тем, как часто дети подходят к решению проблемы с совершенно другой стороны, чем взрослые. Иногда это оттого, что они работают над проблемой вместе с кем-то из друзей, а не одни, или потому что они не уверены, что обладают требуемым навыком, даже когда мы считаем, что он у них есть. Вот поэтому нам надо дать ребенку почувствовать основную ответственность за выбор варианта действия.


Ищите новые варианты и альтернативные возможности вместе со своим ребенком


Успех любого начинания частично зависит от правильного использования ресурсов. Чтобы помочь ребенку стать компетентным, мы должны научить его, куда обратиться за помощью и какие ресурсы можно задействовать для достижения целей. Когда ваш ребенок определит области, в которых ему может понадобиться помощь, научите его, как можно получить нужную информацию и как пользоваться разнообразными справками в библиотеке или в Интернете. Родители, обучающие своих детей правильно пользоваться словарями, альманахами, энциклопедиями, справочным разделом библиотеки и находить информацию в Интернете, оказывают им значительную помощь.


Исследования показывают, что если у ребенка, особенно подростка, помимо родителей есть еще и наставник, это обычно имеет для него огромное положительное значение. Подростковый возраст - время, когда дети хотят казаться взрослыми дня своих родителей, так что иногда они не желают делиться с ними своими заботами, но в то же время готовы выслушать мнение и совет другого взрослого. Поэтому полезно указать ребенку на другого взрослого, к которому он может обратиться за советом или помощью в различных ситуациях.


Как помочь ребенку принять наиболее подходящее решение?


1. Предложите ребенку обозначить возможные трудности, с которыми он, вероятно, столкнется в школе, - приобретение новых друзей, игра с другими детьми, общение с близким другом или необходимость принять важное решение. Поговорите о том, как он мог бы подойти к решению, что было бы для него критерием правильного решения или к кому он смог бы обратиться за советом.


2. Обсудите, как ребенок должен подойти к противоречию между собственными желаниями, надеждами и ценностями. Пусть он расскажет вам о недавно принятом решении, которым он гордится.


3. Обсудите со своим ребенком различные основы для принятия решения - например, различные учения, Библию, его личные ценности, ваши советы и ценности, государственные законы, советы друзей, его собственное интуитивное чувство того, что правильно, действия его товарищей.


4. Помогайте ребенку обдумывать и взвешивать результаты как благородного и продуманного, так и опрометчивого поведения.


«Что? Почему? Как?»


Один из способов помочь ребенку принять наиболее подходящее решение - это воспользоваться так называемым процессом «Что? Почему? Как?». Поговорите со своим ребенком о его успехах и поражениях и помогите ему ответить на следующие вопросы: «Расскажи о каком-нибудь случае, который произошел с тобой недавно.


1. Определи, что в нем было значительного. Что произошло? Что ты думал? Что ты узнал?


2. Как ты думаешь, почему так случилось? Почему все произошло так, а не иначе? Что ты сделал или не сделал, из-за чего все произошло так, а не иначе?


3. Как бы ты хотел справиться с ситуацией в следующий раз? Как по-другому ты мог бы все сделать? Каким, по твоему мнению, был бы результат? Какой выбор ты сделаешь в следующий раз?»


Таким образом вы можете использовать опыт своего ребенка в качестве учебного пособия, чтобы помочь ему попрактиковаться в анализировании того, что случилось, как он послужил причиной того, что случилось, и как можно выйти из ситуации в следующий раз. Это поможет ему научиться извлекать выгоду из своих собственных ошибок или так называемых провалов. Также это подчеркнет факт, что ему, как правило, придется держать ответ за принятые им решения.

Популярные сообщения из этого блога

Станцуем любовь: интервью со Светланой Тверьянович

Когда имеет смысл перевести ребенка на домашнее обучение?

Какие правила этикета приняты в Бразилии?