Как телевизионное насилие влияет на детей?
Какие же дети больше всего подвержены влиянию телевизионного насилия? Каковы опосредующие факторы, обусловливающие между детьми и особенности влияния в каждом отдельном случае?
[[MORE]]
Как мы уже видели, многие исследования подтверждают, что существует стойкая корреляция между просмотром сцен насилия по телевизору и предрасположенностью детей к насилию, их социальными проблемами, трудностями развития и т.п. В Швеции было проведено небольшое по масштабу уникальное исследование среди восьми несовершеннолетних преступников, которое показало, что все они были спровоцированы примером жестоких киногероев и именно у них научились определенным видам преступлений. В основе этого лежит тот факт, что дети с различными поведенческими, социальными, умственными и эмоциональными трудностями могут расценивать телевизор как заменитель опыта переживания реальных жизненных ситуаций и поэтому они очень уязвимы для его негативного влияния. Например, умственные затруднения могут увеличить силу влияния телевизора, поскольку дети могут обращаться к телевизору как к менее трудоемкому средству умственного развития (по сравнению со школой, чтением и поиском информации в Интернете). Кроме того, им может быть намного труднее понять содержание телепрограмм, и поэтому они легче усваивают показываемый на экране опыт разрешения проблем насильственными способами, так же как это принято в их реальной жизни.
Как телевизионное насилие влияет на детей?
Общая степень возбуждения ребенка в процессе просмотра также может быть связана с вышеупомянутыми личностными характеристиками. Чем больше ребенок возбужден (напряжен, разочарован, зол, голоден), тем больше вероятность того, что он или она сорвется. В этой связи одна и та же телепрограмма может по-разному влиять даже на одного и того же ребенка в зависимости от его эмоционального состояния в момент просмотра.
Исследования также показывают, что существуют совершенно определенные тендерные различия в восприятии жестоких телепрограмм и связанным с ними поведением. Приведем данные исследования насилия в СМИ, проведенного под эгидой ЮНЕСКО среди 5000 двенадцатилетних подростков из 23 стран, что позволило репрезентативно отразить весь спектр личностных и технологических признаков. Исследование показало, что агрессивные персонажи больше всего привлекают мальчиков. 88% респондентов знали о том, что Арнольд Шварценеггер играет в «Терминаторе». Этот фильм был культовым в то время, когда проводилось исследование (1996- 1997). Это исследование, а также многие другие подтвердили, что в целом девочкам, в отличие от мальчиков, не так сильно нравится жестокость, они более критично к ней относятся и воспринимают ее как менее реалистичную. Они более эмоционально реагируют на насилие и зачастую боятся его. Эти различия становятся более заметными примерно с 10 лет. Возможно, это объясняется растущей интенсивностью тендерной самоидентификации и расширением знаний, связанных с социальными ожиданиями, касающимися приемлемого «мужского» и «женского» поведения.
Смена ролей
В последнее время появилась тенденция сокращения тендерного разрыва: большее количество девочек начинает интересоваться жестокими телепрограммами и персонажами, которые традиционно считаются «мужскими». Тут необходимо заметить, что, несмотря на то, что акты насилия на телеэкране чаше всего совершают мужчины (как и в жизни) и женщины чаще всего являются жертвами, а не агрессорами (как в жизни), - растет число женских персонажей, как в детских, так и во взрослых программах, которым отводятся активные роли в могущественном мире полиции, преступности и научной фантастики. Наряду с этим существует тенденция представления женщин в качестве агрессоров. Отметим также, что эта тенденция растущей заинтересованности в жестокости совершенно нехарактерна для мальчиков. То есть все большее количество мальчиков отдаляется от агрессивных «мужских» ролевых моделей или проявляет склонность к неагрессивному «женскому» способу решения проблем.
Семья ребенка
Семейное происхождение также играет роль одного из основных посредников процесса влияния телевизионного насилия на ребенка. Домашнее окружение ребенка характеризуется системой ценностей и воспитательных принципов в целом и отношением к насилию в частности. Мы склонны полагать, что дети, растущие в семьях, отрицающих насилие, смотрят меньше жестоких телепрограмм и таковые оказывают на них меньше влияния. Аналогичным образом дети из семей, где телесные наказания - нормальная практика, телевидение - единственный способ проведения досуга и где нет родительского контроля над объемом просмотра и содержанием программ, будут в большей степени подвержены такому влиянию. Исследования роли домашнего окружения в процессе влияния на ребенка сиен телевизионного насилия очень немногочисленны, а их результаты весьма спорны. Многие родители уверены, что ситуация полного доминирования телевидения в жизни ребенка практически невозможна.
Культурные различия
И наконец, в качестве одного из опосредующих факторов необходимо выделить культурные различия. Большинство приведенных здесь в качестве примера исследований телевизионного насилия были проведены в странах, где телевидение широко распространено, главным образом в странах Северной Америки и Европы. Культурные особенности этого феномена становятся очевидными при обращении к восточным и азиатским странам. К примеру, японское телевидение представляет насилие совершенно иначе, нежели американское, в частности, в Японии показываются последствия насилия для жертвы и ее страдания. Эту особенность первым отметил один из японских ученых. Может ли подобное различие быть опосредующим фактором, ослабляющим влияние просмотра сцен насилия на японских детей, что отличает их от американских сверстников? Может ли тот факт, что израильские дети воспринимают знаменитых борцов из Всемирной федерации как американских героев, являться результатом того, что они живут в условиях постоянной угрозы конфликта, и этим ли обусловливается их интерес и уважение к тем видам насилия, которые представляет эта федерация? Свет на эту проблему проливают данные вышеупомянутого глобального исследования ЮНЕСКО: 51% детей из среды (зоны недавних военных действий, лагеря беженцев в некоторых африканских странах, экономически бедные страны с высоким уровнем преступности) хотели бы походить на своих обожаемых жестоких телевизионных героев. И лишь 37% детей из среды с низкой степенью агрессивности хотели бы того же.
Оговоримся, что некоторые исследователи поставили под сомнение то, что телевидение в наши дни вносит какой-либо вклад в общий объем социального насилия. По уверениям этих критиков, они могли бы задать ряд серьезных вопросов, касающихся результатов и выводов отдельных исследований. Другие, для опровержения вывода о влиянии, ссылаются на идеологические основания исследований, которые отражаются как на допущениях, связанных с функционированием различных обществ, так и на объяснении причин человеческого поведения. Еще одни утверждают, что телевидение не изобрело насилие, а служит лишь средством его представления, как это делали до его возникновения другие СМИ. Далее, необходимо помнить, что большинство исследований было проведено в США и по этой причине им присуща имманентная культурная обусловленность. Некоторые полагают, что нет ничего агрессивнее американского общества и американского телевидения. В любом случае мы не можем обсуждать феномен телевизионного насилия: его необходимо соотносить с доминирующими формами насилия конкретного общества, его последствиями и связанными с ним социальными нормами.
Наконец, можно сказать, что преодоление проблем, связанных с насилием, - это часть детства и любого другого периода человеческого существования. Просмотр сцен насилия позволяет детям экспериментировать с различными чувствами, такими, как страх и беспокойство, представления о плохом и хорошем, разрешенном и запрещенном.
Действительно, составной частью процесса взросления является развитие защитных механизмов, связанных с неприятными жизненными сторонами, в число которых, к сожалению, входит и насилие.
По-видимому, можно опровергнуть все аспекты, касающиеся изучаемого нами вопроса. Однако все могут согласиться с тем, что никто еще не пытался поставить под сомнение главный вывод всей совокупности результатов сотен исследований по всему миру, в ходе которых применялось множество различных методов самыми разными исследователями. Этот вывод касается того, что какое-то влияние телевизионного насилия на поведение детей все же существует.
Связан ли просмотр жестоких телепрограмм с агрессивным поведением детей?
Ответ все же будет положительным, но с некоторыми оговорками. Очевидно, что телевидение - не единственный фактор, стимулирующий асоциальное поведение. Иными словами, влияние телевидения интерферируется с рядом других факторов и обусловливается определенным культурным контекстом.
Далее, все согласны с тем, что это сложная задача с множеством возможных последствий ее решения, касающихся проблем воспитания детей, связанных с просмотром телевизора. Неоспоримой остается необходимость развития навыков критического просмотра у детей. Наконец, некоторые семьи ограничивают объем просмотра жестоких программ детьми, безотносительно того, существует ли согласие в научных кругах по поводу влияния телевизионного насилия. Они просто считают их не подходящими для той культуры, в соответствии с которой они хотели бы воспитать своих детей.