Что делать если ребенок ворует?
«Среди игрушек сына мы иногда находим посторонние предметы: клубок с нитками, гвоздь, крышку от бутылки пепси-колы, монетки. А если он вырастет и станет брать нечто более серьезное?»; «Моя Маша взяла у соседской девочки куклу, как выяснилось, без спроса»; «Мой Кирюшка постоянно тащит со стола нужные мне инструменты, а потом говорит, что это не он!» «Племянник приносит домой чужие вещи, уверяет, что они ему совсем даже и не нужны...».
[[MORE]]
Дорогие родители, поднимите руку: кто из вас никогда ничего не брал без спроса? Вас ожидает детектор лжи! Потому что в детстве эпизодически «воруют» все...
Настоящее, осознанное и систематическое воровство у детей - большая редкость. Не стоит впадать в панику и после единичного случая приклеивать ребенку криминальные ярлыки, называя его «воришкой».
Эпизоды мелкого «воровства» сопровождают взросление ребенка. Почему же они делают это?
1.
До трех лет ребенок берет в руки все, что видит. Он не различает «свое» и «чужое». В этом возрасте основной вопрос воспитания - вопрос безопасности. Важно, чтобы дети не брали опасные, колющие и режущие предметы, не соприкасались с электричеством.
2.
С 3 до 6 лет ребенок может брать чужие вещи в детском саду или у других детей во дворе. К четырем годам формируется представление о собственности на уровне «мое - чужое». Поскольку эгоцентризм еще не преодолен, ребенок может не только ревниво удерживать свое, но спокойно брать, присваивать чужое.
3.
С 6 до 9 лет, пока не сформируются произвольные внимание и память, а также сюжетное мышление, помогающее предвидеть последствия своих поступков, ребенку трудно удержаться от порывов очень сильных желаний. Мальчики внимательно следят за тем, какие вещи и как использует отец или дядя. Девочки - за тем, как одеваются их мамы. В это время происходят эпизоды осознанного воровства. Особым «спросом» пользуются деньги: взрослые постоянного говорят о деньгах, создавая ажиотаж вокруг монеток и купюр. Дети понимают, что они поступают плохо, но они также рассчитывают на понимание взрослых, которым подражают.
4.
Криминальное (преследуемое законом) поведение обычно культивируется в группах малолетних преступников, к которым могут примыкать и наши дети. Только в том случае, если ребенок попал в дурную компанию старших ребят, можно опасаться, что воровство станет способом регулярного и осознанного стяжательства. Такие группы могут быть и в школе, в среде одноклассников, и во дворе. Дети начинают не только периодически уносить вещи из дома, но и врать, придумывать невероятные истории. Чтобы точно реагировать, нужно понять, в какой тип связи со сверстниками включен ребенок. Является ли он инициатором, или он изгой, которого эксплуатируют более сильные ребята? Не обозначает ли его упрямое молчание потребности в защите?
5.
Клептомания - навязчивое неудержимое воровство, после которого ребенок теряет интерес к вещи, забрасывает ее, является следствием невротических нарушений. Случается крайне редко. Исправить эту особенность без помощи доктора вряд ли удастся. Но делать это лучше уже взрослому человеку, который сам осознает, что у него есть проблема.
Ситуация 1
8-летняя Ларочка вместе с мамой была в гостях у тети Светы, маминой подруги. Ей разрешили изучить содержимое полок в гостиной, полистать журналы мод. В распоряжении девочки оказалась вся квартира, за исключением кухни, на которой секретничали взрослые подружки. Ларочка заглянула в спальню и увидела на туалетном столике невиданные пузырьки. Душистый запах был и сладким, и горьким... Она взяла и спрятала в карман самый маленький флакончик-пробник... По возвращении домой Ларочка забыла о своей тайне, устала, уснула... А утром - в школу. Не заметила пропажи и тетя Света. А вот мама, когда взяла постирать дочкину кофточку, обнаружила чужую вещь. Вечером в доме разразился скандал. Родители Лары решили навсегда отучить ее красть. Отец нешуточно бил ее по рукам со словами: «Моя дочь - воровка!» - а мама требовала немедленно идти к тете Свете, чтобы извиниться. С тех пор осталось унизительное правило выворачивать карманы у Ларочки после каждого визита в гости. Девочка стала отказываться ходить в гости.
Многие дети берут без спроса чужие вещи в гостях. Как правило, это мелочи, которые легко спрятать в кармане, в ладошке или засунуть в ботинок.
Действуют они импульсивно, под влиянием очень сильного желания. Они думают, что никто не только не обнаружит, но и не расстроится из-за такой ерунды. Да и разрешат ли взрослые взять так понравившуюся игрушку, вещь, деталь?
Если родители росли в обстановке строгой морали, их реакция на первый же случай «кражи» оказывается чрезмерной. В ход идут самые жесткие высказывания, угрозы, применяется физическое наказание. К разбору случая привлекаются все члены семьи, что удваивает давление на ребенка. Опыт унижения отбивает охоту у ребенка не только брать чужие вещи, но и делиться самыми яркими впечатлениями и заветными желаниями с родителями, а в последующем - и со всеми близкими людьми. Ребенок растет одиноким и непонятым.
Ситуация 2
7-летний Вова после развода родителей жил с мамой. Он расстроился, когда однажды мама пришла домой с незнакомым дядей Петей. Стало понятно, что теперь Вова лишний. Захотелось бежать из чужого теперь дома. И Вова начал «копить деньги». С этого момента в доме стало пропадать все, что плохо лежит: сдача после похода в булочную, оставленная на кухонном столике, мелочь в карманах пальто, чаевые электрику. Конечно, мама заметила: Вова прячет деньги под крыльцом в жестяной коробке. Эту коробку и предъявила она сыну со словами: «Так вот она, твоя благодарность!»
Самый опасный мотив систематических денежных краж детей - побег. Они бегут из дома, проявляя протест, в поисках приключений, просто потому что они кому-то пообещали, а также за компанию. Как только дети понимают, что на деньги можно купить все, они становятся самыми ценными. Желание «накопить и купить» может стимулироваться разговорами взрослых о поиске новых заработков, нехватке денег и т. д.
Если ребенок взял без спроса вещь, мы можем с уверенностью сказать, что ему нужна была именно она. В случае денег родители могут теряться в самых страшных догадках. На ум приходят наркотики, выпивка...
Самая распространенная причина денежных краж - нехватка любви и внимания. Если родители используют стратегию «откупиться» от своего ребенка, предлагая взамен дорогие игрушки, он привыкает к суррогатным проявлениям чувств. Чем выше дефицит любви, тем выше потребность в замене. Хотя мы понимаем и говорим, что любовь и добрые отношения не продаются, на деле демонстрируем своим детям как раз обратное. Обнаруживая, что пропадают деньги, родители воспринимают это как свое собственное оскорбление: «Я работаю день и ночь, чтобы у тебя было все! Мы вырастили паразита...» На языке психологии такие тирады являются не чем иным, как родительским программированием. Ребенок действительно вырастет паразитом, если не научить его правильно обращаться с деньгами, считать, копить, планировать покупки.
Случай 3
Катя из интеллигентной семьи, в которой принято не баловать детей. «Только терпение и труд все перетрут!» - часто повторяет бабушка, учительница музыки, заставляя Катю репетировать гаммы. «Настоящая девочка должна быть аккуратной!» - говорит мама, проверяя чистоту рук, меняя белые подворотнички на форме. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!» - подбадривает дочку папа-военный, когда та моет посуду.
И вот однажды семейная идиллия была нарушена... Катя украла Рос! у своей одноклассницы.
Мама заметила свет в комнате дочки: Катя увлеченно играла с чужим устройством, отвернувшись спиной к дверям. «Ты у кого взяла?» - «Лиза дала мне поиграть». Звонок родителям Лизы обнаружил, что их вещь пропала или потерялась. А оказывается, она у Кати...
«Как получилось, что наша дочь, выросшая в презрении к материальным ценностям, украла дорогую, ненужную игрушку?!» - недоумевали родители и бабушка.
Это пример того, как чрезмерная строгость в воспитании может привести к эффекту «сжатой пружины». Спонтанные детские желания постоянно подавляются и пресекаются взрослыми. Взамен ребенку предлагается делать что-то полезное по указанию взрослых. Но в какой-то момент они не выдерживают этого напряжения и совершают поступки, которые трудно объяснить предыдущим опытом воспитания...
Послушные, трудолюбивые и аккуратные девочки растут Золушками. Их приучают к большому количеству черной работы - взамен на призрачное счастье в будущем. Но даже Золушки готовятся к балу. И если очень долго не появляется Фея с подарками, они не выдерживают и берут то, что заслужили долгими годами послушания и упорной работы. Катя устала ждать того, что другие девочки получают просто так. Просто потому, что их любят и радуют. Две крайности в воспитании - чрезмерное потакание и чрезмерное ограничение - приводят к тому, что дети переоценивают вещи.