Как формируются детские зрительские предпочтения?

«Телепузики»


[[MORE]]

Доступность определенных жанров телепрограмм по всему миру, с одной стороны, и универсальные закономерности развития детей - с другой, ведут к формированию у них вполне предсказуемых зрительских предпочтений, которые изменяются по мере перехода от одной стадии развития к другой. Начинающие зрители - грудные дети и малыши чуть постарше - обращают больше внимания на программы, разработанные специально для них. Их неотъемлемыми чертами являются энергичная музыка, звуковые эффекты, анимация, в меру активный темп, юмор и звуки смеха, а также женские и детские голоса. Они реагируют и на контент, который выглядит знакомым и понятным им: короткие фразы, улыбающиеся лица, симпатичные животные, приятные цвета и формы. Хороший тому пример - «Телепузики». Они были выпущены телекомпанией ВВС и впервые показаны по телевизору в 1997 году. Эта программа быстро стала хитом среди юных зрителей и получила распространение примерно в 60 странах по всему миру. Четыре ярких, веселых и энергичных персонажа передвигаются и ведут себя, как маленькие дети, общаясь на детском языке и подражая их манерам поведения и особенностям речи. Они живут в мире, где сочетаются живописные зеленые просторы и современные многоэтажные дома. Были проведены исследования популярности этой программы среди малышей в Австралии. Германии, Израиле, Норвегии, Великобритании и США. Она была совершенно очевидной, что подтверждалось высокой степенью внимания к ней и ее активным просмотром, сопровождавшимся пением, указыванием на экран, копированием поведения, разговорами с телевизором и огромным удовольствием и энтузиазмом в целом.


«Улица Сезам»


Когда малыши становятся дошкольниками, у них постепенно зарождается интерес к несложным повествовательным сюжетам и передачам, похожим на ожившие страницы журналов. «Улица Сезам» была выпушена телекомпанией (позднее переименованной). Сегодня она является самой известной и вызывающей стойкий исследовательский интерес телепрограммой для этой возрастной группы во всем мире. Тем не менее хочется отметить, что эта программа выходит в формате «пестрого» журнала, сочетающем в себе фрагменты анимации, живые игрушки, документальные и художественные фильмы. Эта компиляция основана на понимании того, что внимание и зрительские предпочтения дошкольника постепенно развиваются. Такой формат передачи дает каждому ребенку возможность взаимодействовать с ней по мере своих способностей и индивидуальных потребностей. Основываясь на этих соображениях, многие страны выпустили свои местные телепрограммы для этой целевой аудитории.


Детские зрительские предпочтения


Начиная с возраста 5-6 лет у детей вырабатывается предпочтение к более быстрым по своему темпу телепрограммам и более сложному содержанию. В связи с этим они постепенно отдаляются от чисто образовательных и «безопасных» дошкольных программ. Возникают индивидуальные предпочтения с доминирующей склонностью к мультипликационным сериалам, диснеевским мультфильмам, «семейным» комедиям или мыльным операм (как их называют во многих странах мира, куда они попали из Латинской Америки). От просмотра исключительно детских программ дети постепенно переходят к тому, что в было названо «семейным телевидением», - комедиям, мелодрамам, викторинам, спортивным передачам, музыкальным каналам, кино и т.п., рассчитанным на гетерогенную аудиторию, объединенную общим интересом. Необходимо заметить, что спектр доступных телепрограмм очень сильно отличается от страны к стране в силу экономических причин.


Разграничение предпочтений по половому признаку


Наиболее заметные в этом раннем возрасте различия в предпочтениях связаны с половой принадлежностью. Развитие «адекватного для данного пола» поведения, типичное для процессов социализации во многих обществах, влечет за собой поведенческую предрасположенность к определенным зрительским предпочтениям. Так, мальчики перерастают тихие образовательные программы гораздо раньше, чем девочки, и демонстрируют сильную склонность к остросюжетным мультфильмам (в основном американского или японского производства), которые преимущественно и заполняют нишу детского телевидения по всему миру. Динамичное развитие действия привлекает их больше, чем девочек, так же как и агрессивные и страшные фантастические истории, спортивные программы и программы, где персонажу-мужчине приписываются героические черты. Девочки, в свою очередь, предпочитают программы, сюжет которых основывается на развитии человеческих отношений, дружбе и других чувствах неагрессивного характера. Поэтому они продолжают смотреть и наслаждаться многими образовательными программами дольше, чем мальчики.


Четкое разграничение предпочтений по половому признаку характерно и для школьных лет жизни и кажется неуязвимым перед глубокими изменениями отношения к проблемам полового равенства и тендерной социализации во всем мире. Мы еще будем продолжать обсуждение тендерных проблем, поскольку они взаимосвязаны с некоторыми аспектами просмотра телевидения детьми.


На протяжении тех лет жизни, когда дети ходят в начальную и среднюю школу, они экспериментируют со всем спектром телевизионных жанров, включая те, что на них не рассчитаны, такие, как фильмы со сценами насилия и порнография. Большинство детей остаются равнодушными к программам, которые представляют собой в основном «говорящие головы». Иными словами, это те программы, в которых представлены взрослые, обсуждающие исключительно заботящие взрослых вопросы на языке, непонятном и скучном для детей - политические или культурные дебаты, основанные на текущих событиях, и большинство новостных программ (исключая те весьма привлекательные новостные сюжеты, где изображаются сцены насилия или другие необычные и вызывающие интерес сцены).


Как и в том, что касается других сфер жизнедеятельности, дети вырабатывают индивидуальные зрительские предпочтения, основываясь на разнообразии предлагаемых телепрограмм, и способны выразить эти предпочтения и обосновать свой выбор. С другой стороны, мы - их взрослые - не всегда одобряем их выбор и вкус или даже не можем понять причины их приверженности тем или иным программам.

Популярные сообщения из этого блога

Станцуем любовь: интервью со Светланой Тверьянович

Когда имеет смысл перевести ребенка на домашнее обучение?

Какие правила этикета приняты в Бразилии?