Формирование социальных взглядов у детей посредством телевидения

Контент-анализ популярных программ коммерческого телевидения, показываемых во всем мире, выявил, что в них доминирует культура и образ жизни людей среднего класса, имеющих к тому же белый цвет кожи. Другие этнические группы, как правило, отсутствуют. Если они и, то в качестве представителей меньшинств в программах западного телевидения, где они представляются через призму западноевропейских стереотипов. Например, несмотря на то, что американское телевидение постепенно развивается в. оно все еще склонно к разделению мира по расовому признаку, на белых и не белых. Многочисленные группы этнических меньшинств в США, преимущественно афроамериканские видят на телеэкране своеобразные «гетто» (например, ситуационная комедия с исключительно черными актерами или передача), для которых доступ в мир белых людей сильно ограничен. А другие группы меньшинств, латиноамериканские или азиатские, вообще редко появляются на экране. Точно так же не отражается и дифференциация внутри этих групп (например, не выделяются мексиканцы, аргентинцы, перуанцы и представители других национальностей внутри латиноамериканских этнических групп; китайцы, японцы и корейцы внутри азиатских). Тенденция к включению элементов других культур стала наиболее заметной в последние десять лет. Тем не менее появление не белых персонажей на экране часто воспринималось как чисто формальное проведение в жизнь принципа десегрегации.


[[MORE]]

Формирование социальных взглядов у детей посредством телевидения


Телепрограммы местного телевидения - это совсем другое дело, поскольку они неразрывно связаны с местным населением и культурой. Необходимо отметить, что зрители всего мира испытывают сильнейшую тягу к местным телепередачам, и, следовательно, последние обычно имеют высокий рейтинг. Тем не менее стоимость одного эпизода местной телевизионной продукции, куда входят и человеческие и технологические затраты, обычно намного больше, чем стоимость приобретения телеканалом целого года трансляции старого американского сериала. Поэтому телевидение во всем мире перенасыщено американскими программами. Кроме того, есть показатели того, что даже маленькие зрители нередко отмечают более низкое качество телевизионной продукции своих собственных стран по сравнению с американскими аналогами (например, менее изощренная техника, меньшее разрешение, менее профессиональный актерский состав). Таким образом, доминирующее положение американского телевидения упрочивается, как и возрастает легитимность представляемого им социального мира.


И снова зададимся вопросом: каково влияние этого представляемого мира на социальное конструирование реальности детьми по всему миру? Перенимают ли светлокожие дети, принадлежащие к среднему классу евро-американских обществ, чувство доминирования над другими социальными классами и этническими группами? Какое влияние телевидение оказывает на формирование идентичности ребенка из не белого меньшинства в США. Франции или в Африке или же азиатского ребенка, растущего у себя на родине среди социального большинства таких же. как он. но являющегося тем не менее меньшинством по телевизионным меркам? Какие последствия для формирования идентичности может за собой отсутствие образов, отвечающих сложившемуся самоопределению ребенка, или их стереотипное представление?


Как социальные меньшинства относятся к процессу просмотра телевизора?


Также имели значение и виды просматриваемых программ. Активный просмотр художественных фильмов с героями влечет за собой переоценку реального социального и экономического статуса и уровня образования. В то же время активный просмотр новостных передач вызывал стойкое убеждение в том, что черное население по статусу значительно уступает белому. Кроме того, очень сильной притягательностью и стимулом к соответствующей идентификации обладали образовательные программы, призванные повысить самооценку детей. Как и во многих предыдущих ситуациях, это исследование в очередной раз показало, что телевидение как закрепляет уже существующие установки, так и добавляет новые, если соответствующие знания до этого не существовали. Дополнительное подтверждение этим выводам дают исследования отношения к другим типам социальных меньшинств, таким, как, например, инвалиды. Например, исследование изменения отношения детей к изображению на экране слепых людей после просмотра документального фильма показало, что их установки меняются в положительном направлении. То есть в этом случае телевидение оказывает положительное влияние на формирование установок детей в той области, в которой у них нет непосредственного опыта.


Когда телевизионная реальность совпадает с реальным жизненным опытом маленьких зрителей, они гораздо критичнее и реалистичнее оценивают ее. И наоборот, когда она слишком далека от них (мир белых для чернокожих детей, и наоборот), им не хватает опыта и навыков для того, чтобы отнестись к ней более критично. Например, афроамериканские дети считали реалистичной ту социальную реальность, представленные на экране, которая не была связана с их собственной этнической группой. По аналогичным причинам склонность к самоидентификации со светлокожими персонажами, которым они приписывали положительные черты характера и такой социальный статус, который был намного выше статуса их собственной социальной группы. Японские студенты, которые недавно приехали в США и еще не имели опыта непосредственного общения с. в большей степени «доверяли» тому, как их на телеэкране, по сравнению с коренными светлокожими американцами, которые имели личный опыт общения с афроамериканскими сверстниками.

Популярные сообщения из этого блога

Станцуем любовь: интервью со Светланой Тверьянович

Когда имеет смысл перевести ребенка на домашнее обучение?

Какие правила этикета приняты в Бразилии?