Зависимость поведения взрослых от особенностей родительской семьи

На приеме у психолога - мужчина. После института поступил на работу в успешную компанию, проявил себя как грамотный специалист. Его заметили руководители, повысили в должности; в его подчинении оказалось несколько сотрудников. И тут человек впервые осознал, что ему трудно быть начальником - не хватает решительности, уверенности в себе. Сложно дать поручение подчиненному и строго контролировать его выполнение - легче все сделать самому. Пользуясь этим, многие сотрудники откровенно пренебрегают дисциплиной, часто отпрашиваются с работы, не исполняют в срок то, что поручено. Руководитель компании уже не раз высказывался о необходимости быть жестче, требовать с работников строгой дисциплины... - Похоже, я не справляюсь с обязанностями начальника отдела, - откровенно сказал он. - Может быть, строгости и требовательности можно научиться? Психолог задал ему немало вопросов, в том числе и о детстве. Оказалось, в семье его воспитывали очень строго - мальчик находился под постоянным жестким контролем со стороны отца, его часто наказывали, в том числе и физически. Мать жалела сына, но полностью подчинялась воле мужа. Все в семье «ходили по струнке», не смея противоречить ему. Мальчик хорошо учился, но никогда не решал ни одного вопроса сам, касалось ли это учебы или домашних дел. Даже друзей ему выбирали родители.


[[MORE]]

Черты характера, заложенные в детстве, сформировали пассивного исполнителя чужой воли, не способного к самостоятельности и инициативности. Преодолеть их взрослому человеку оказалось непросто...


Итак, психологу, к которому обращаются родители по поводу различных трудностей с детьми, всегда приходится изучать истоки семьи и тип воспитания, в ней принятый.


Любая семья: большая она или маленькая, то есть состоящая только из родителей с детьми, или состоящая из нескольких поколений, - это космос. Здесь встречаются представления каждого о том, что такое семья и какой она должна быть, их ощущения, планы и стремления. Все то, что великий педагог Януш Корчак называл «воспитующей средой» и что, собственно, и формирует человека.


И это не только порядки, заведенные в семье, принципы воспитания, но и атмосфера, некая семейная аура - нечто неосязаемое, но чувствуемое ребенком, его воспитывающее. И если от него требуют всегда быть правдивым, но сами родители лгут, не стоит ждать, что он вырастет искренним. Если его учат делать зарядку по утрам и чистить зубы, но сами этого не делают, не приходится надеяться, что здоровый образ жизни станет его выбором. Если на словах ему прививают уважение к людям, а сами зло сплетничают о соседях, не надо удивляться, что ребенок будет злословить о сверстниках. Дети скорее будут копировать поведение родителей, чем воплощать в жизнь их словесные указания.


Современные семьи чрезвычайно разнообразны. Есть семьи традиционные, в которых кто-то один является главой, а остальные подстраиваются под него. Есть так называемые эгалитарные, где царит полное равенство всех, но обязанности не распределены, совместных решений нет, жизнь хаотична. В демократических семьях, напротив, все решения заранее оговариваются, обязанности распределены и т.п. Есть до сих пор и семьи «домостроевские», основанные на жесткой дисциплине.


Немало семей, в которых родители очень молоды и, напротив, в которых первый ребенок появляется поздно. Есть семьи с одним ребенком и многодетные. Есть реально неполные, в которых только один родитель, а есть и такие, где родителей, казалось бы, двое, но один из них подолгу отсутствует - находится в командировке или местах не столь отдаленных... Все это создает чрезвычайно разнообразную воспитывающую среду.


К сожалению, абсолютное большинство потенциальных родителей не задумываются о том, в какую среду они поместят своего будущего ребенка. А ведь от этого зависит очень многое в его развитии.

Популярные сообщения из этого блога

Станцуем любовь: интервью со Светланой Тверьянович

Когда имеет смысл перевести ребенка на домашнее обучение?

Какие правила этикета приняты в Бразилии?