Как проходит период взросления у мальчиков?
Отношение к авторитетам
[[MORE]]
Основная задача ранней юности – отделиться от семьи, попрощаться с детством и найти свое «взрослое Я». Это делается «с помощью» переоценки ценностей, революции и бунта против всего и всех и ниспровержения авторитетов, первыми и основными из которых являются, безусловно, родители. Бессмысленно пытаться заставить подростка принять наши идеи и наши ценности. Ему уже недостаточно опыта прежних поколений. Подростки отказываются унаследовать наши ценности, принять их на веру. Они предпочитают проверить наш опыт, наши знания и ценности тактикой жизни.
Забота и нежность родителей, «детоцентрированная» семьи, общество и культура в глазах подростка – всего лишь недооценка его потенциальных возможностей, тягостная опека и несвобода, вредная для его дальнейшего развития психологическая зависимость, которая оборачивается инфантильностью взрослых мужчин.
Тем более что в наши дни темп развития, темп прогресса настолько ускорились, что опыт предыдущего поколения не только недостаточен, но нередко и вреден, поскольку служит в роли «тормоза» на пути смелых начинаний и новых, нетрадиционных, новаторских подходов к решению проблем и изменению обстоятельств. Теперь культуре разумнее ориентироваться на будущее.
Наше поколение знакомилось с компьютером лет в 30, а наши дети говорят с ним «на ты» лет с 10. Они живут будущим, и они совершенно правы. Если мы не очень сильно «раздуваем» собственную значимость, то многому учимся у собственных детей. Нашим сыновьям предстоит жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором существуем мы. Поэтому нам нужно не просто передать им наши знания и опыт, а научить их учиться, подготовить их действовать самостоятельно и принимать решения в условиях новизны и неопределенности.
Задачи возраста 12-18 лет у мальчиков
Для успеха во взрослой жизни молодой человек должен обрести твердое, устойчивое ядро личности, сформировать собственное мировоззрение, нарисовать мысленным взором свою картину мира, обрасти социальными и нравственными убеждениями и принципами. Без этого он не сможет стать личностью. Для этого ему надо отдалиться от нас и познать мир самостоятельно, а заодно и обрести целостность и найти свое место в нем.
«У нас было так»: отрывки из дневника четырнадцатилетнего подростка Максима, ныне тридцатипятилетнего менеджера, счастливого мужа и отца двух сыновей.
«После развода мать как белены объелась. Стала придираться к каждому слову и каждому движению. Я, естественно, старался проводить максимум времени у друзей, на улице - где угодно, лишь бы не дома. С отцом встретился пару раз, но быстро понял, что его мысли теперь занимают молодая жена и будущий ребенок... Мое желание общаться с ним моментально угасло.
Мать отчаялась меня вразумить и затащила к психологу. Хотя еще неизвестно, кому из нас он был больше нужен.
Но именно психолог дала мне несколько советов, как «утихомиривать» мать. Вскоре они мне пригодились. Пришел я как-то домой поздно, голодный как волк. Попросил у матери поесть. А она мне кричит из комнаты: «Обед в холодильнике, сам грей, раз шлялся чуть не до ночи!» Я разогрел, поел чуть-чуть, тут она как раз на кухню вышла воды попить. Я говорю ей: «Спасибо, мам, ты так вкусно готовишь! Извини, что я у Славки засиделся после тренировки по футболу. Я мог бы и там поесть, но его мама так, как ты, готовить не умеет». Мать как-то лицом посветлела, говорит: «Кушай на здоровье. Для тебя ведь и готовила. Ты не сердись, что я тебя криком встретила, но я так боюсь, когда ты гуляешь допоздна! Если бы ты мне от Славы позвонил, сказал бы просто что-нибудь типа: «Жив, здоров, чего и тебе желаю, буду в десять, я бы не нервничала и на тебя не злилась».
Тут я вдруг понял, что мать совершенно не лезет в мою жизнь, а просто волнуется, потому что я - единственный по-настоящему близкий человек, который у нее остался после ухода отца. И от неожиданности пообещал ей, что буду предупреждать о «загулах», и предложил завтра, в субботу, сходить вместе в магазин, чтобы она выбрала продукты, какие надо, а я бы их донес. Все-таки я посильнее, чем она, так за один раз бы все нужное и купили. Тут мать развеселилась, даже слезы высохли. «Слушай, - говорит, - Макс, как это я проглядела, когда ты из мальчишки в мужчину превратился? Привыкла, что ты мой любимый малыш, а ты уже и взрослый, смотри-ка, меня уму-разуму учишь!» В общем, мы тогда полночи на кухне просидели, проговорили. Планы на жизнь строили. И зажили по-новому.»
Комментарий Максима сегодняшнего:
»Наверное, я в ту ночь и повзрослел. Как-то вдруг понял, что я мужчина. Надо и самому делать что-то в доме, а то несерьезно получается: мать работает и за себя, и за отца, и «за того парня» (то есть за меня), а я на печке полеживаю и «взрослые» права качаю. В общем, я взял на себя мужскую работу по дому, и все паши проблемы закончились.
В первую очередь потому, что я убедился в материнской любви ко мне, как бы я себя ни вел. А это – самое главное. Благодаря матери я и крушение первой любви пережил, и многое другое. Жена просто восхищается нашими отношениями, считает, что мне повезло, потому что у меня мать – как старшая сестра. Наверное, это и есть счастье, когда рядом есть старший человек, умудренный жизненным опытом, который всегда готов тебя выслушать и никогда не навязывает готовых рецептов.»
Терпение и ожидание
Иногда двигаться к цели по спирали, зигзагами или петлями целесообразнее, чем по прямой линии: так больше шансов избежать опасности и преодолеть препятствия. Подростку нужно сделать большой крюк для того, чтобы он смог оценить и принять ценности предков. Кругосветное путешествие не только приносит новый опыт, но и дает возможность проверить действенность накопленного прежде опыта и знаний. И любое кругосветное путешествие (в том числе и путешествие духа) ведет нас домой. И подросток, который с радостью отказался от «устаревших» авторитетов, непременно вернется к нам. Но только в том случае, если мы, родители, сумеем терпеливо ждать, не отказываясь от него и от своей любви к нему, и будем готовы прийти к нему на помощь в случае необходимости, – но только тогда, когда он сам нас позовет, и никак иначе.
Общение с ребенком – один из великих даров и таинств жизни, на постижение которых нам дана целая жизнь. Хорошо, если мы способны расти вместе с нашими детьми, если готовы у них учиться. И не только учиться, но и находить корни причин как поведения сына, так и своего собственного. Одной компетентности недостаточно. Мир начинается с доверия, и истинный авторитет также приходит с доверием и уважением.