Как развивать гиперактивного ребенка?
Пять-шесть лет являются критическим возрастом, когда происходит усиленное созревание мозговых структур, поэтому лишние нагрузки вызывают переутомление, и, как следствие, иногда возникают головные боли. Кроме того, эмоциональное развитие у таких детей запаздывает, что приводит к неуравновешенности, вспыльчивости. В этом и младшем школьном возрасте особенно четко проявляется гипер активность, поскольку начинаются активные занятия по подготовке к школе, которые требуют определенной усидчивости и концентрации внимания. Чаще всего именно в этот период родители и обнаруживают, что это не энергия бьет через край, и не ребенок плохой, а заболевание, которое необходимо лечить. Как же определить, что пора пойти к врачу? Если ваш ребенок бесконечно вертит что-то в руках, а его ноги ведут самостоятельную жизнь; если вы посадили его обедать, а он не может спокойно сидеть и вертится на стуле, как юла; если вы спрашиваете о чем-то, а он отвечает, не дослушав вопроса, или не слышит обращенных к нему слов; мешает вам разговаривать со знакомыми, все время перебивая; никогда ничего не может найти и часто теряет вещи; очень любит поговорить; начинает одну игру, тут же бросает и начинает другую; если вы попросите его что-то сделать, а он не может сконцентрировать внимание на том, что делает, часто попадает в опасные ситуации, просто не думает о последствиях - идите к врачу. Врач не обязательно будет назначать медикаментозное лечение, возможно, вам будет достаточно посещать психолога, наладить режим дня дома.
[[MORE]]
Причем сделать это желательно до школы. Когда ребенок идет в первый класс, это уже является для него стрессом, а для гипер активного ребенка - вдвойне. Представьте, каково малышу высидеть целый урок и внимательно слушать учителя, это и здоровым детям трудно. Вам, наверное, не раз приходилось слышать про какого-нибудь мальчика: «Это ужасный ребенок! Как его воспитывали? Представляете, он может встать посреди урока и пойти гулять по классу», «Что это за ребенок? Он не слышит половины из того, что я объясняю. Он без конца разговаривает, с ним даже стенка заговорит!» Такие и подобные речи приходится выслушивать бедным родителям, у которых дети просто больны. Иногда родители по привычке продолжают ругать детей, а они ни в чем не виноваты. Самое главное, что ругать их просто бесполезное занятие, они не воспринимают ваши негодующие возгласы, но зато очень чувствительны к малейшей похвале.
Гипер активным детям свойственна импульсивность, которая очень мешает в школе. Они не дослушивают вопрос учителя, а уже стремятся на него ответить, при этом, не задумываясь, могут перебить отвечающего ученика, если хотят что-то добавить. Ему и с детьми бывает трудно общаться, поскольку он не хочет и не может признать правила игры.
В эмоциональном отношении он тоже отличается от других детей. Если обычно дети к шести годам не плачут по пустякам, то к вашему ребенку это не относится. Он очень легко переходит от смеха к слезам, и тогда его могут прозвать «плаксой», а уж реакцию в школе на слезы семи-, восьмилетнего ребенка мне вам объяснять не надо, она и так понятна.
У гипер активного ребенка есть еще одна интересная особенность - он всегда ищет виноватого, сам он никогда не бывает виноват. Что бы ни случилось, он найдет тысячу и одно оправдание своему поступку - он не предполагал, он не знал, ему не сказали и прочее. Виноваты будут все вокруг, но только не он.
Толя уже в шестом классе, но родители не допускают мысли, что с ребенком что-то не так. Ему трудно сосредоточиться, поэтому он учится гораздо хуже своих возможностей. Гипер активные дети, в основном, имеют довольно высокий уровень интеллектуального развития, но поскольку они быстро выключаются из процесса выполнения задания, возникают проблемы, а на них ставят клеймо: «Что с него возьмешь! Умом не удался!» Интересно, что когда гипер активные дети занимаются один на один с педагогом, то результаты гораздо лучше, поэтому многим родителям приходится прибегать к услугам репетиторов. Когда Толя даже просто идет по классу, такое впечатление, что стулья его пугаются и сами падают на пол, если его попросить открыть бутылку с водой, то и он сам и все вокруг будут мокрыми. Он доброжелателен, но стоит кому-то обидеть его, как его руки приходят в движение раньше, чем он подумает, что делает, поэтому часто возникают конфликты. Мальчик довольно серьезно занимается карате, уже имеет много призов, но даже занятия спортом не выматывают его.