Как снизить негативное воздействие телевизора на ребенка?
1.
[[MORE]]
Выбирайте. Прежде чем позволить ребенку посмотреть ту или иную передачу, постарайтесь сначала познакомиться с ней сами, чтобы решить, насколько она ему подходит. Ищите программы, предназначенные специально для малышей, с простым языком, привлекательными персонажами, музыкой, пением, образовательной ценностью. Избегайте зрелищ (включая и мультфильмы) со сценами насилия. Исключите передачи, в которых регулярно пропагандируются мнимые, на ваш взгляд, ценности. Если в семье есть дети постарше, не позволяйте малышу сидеть вместе с ними перед телевизором, займите его в это время чем-нибудь другим (если только не показывают подходящую для него передачу). Когда ребенок находится рядом с вами, внимательно следите за тем, что вы смотрите. Например, в новостях часто сообщают об очень жестоких вещах, поэтому старайтесь включать их попозже, когда малыш уже крепко спит в своей кроватке. Если у вас есть видеомагнитофон, вы можете записывать передачи, которые идут в неудобное время, и показывать их ребенку тогда, когда это' возможно по режиму. Это позволяет вам не быть привязанными к телевизору. Держите коллекцию записей самых лучших программ и фильмов (малыши любят смотреть одно и то же по несколько раз). Но не убаюкивайте себя мыслью, что, раз они хорошие, детям можно смотреть их целыми часами. От видео возможны такие же негативные побочные эффекты, как и от телевизора.
2.
Постарайтесь снизить негативное воздействие телевизора.
Отвлекитесь от телевизора всей семьей. Замените просмотр передач деятельностью, которая сплачивает семью (приготовление пищи, работа в саду, плавание, художественное творчество, поход в парк, музей или зоопарк). Когда вы вместе смотрите телевизор, занимайтесь параллельно чем-нибудь еще (например, играйте) и обсуждайте то, что происходит на экране.
Сделайте здоровый образ жизни привычкой. Соблюдайте в семье диету в соответствии с потребностями малыша, питайтесь только здоровой пищей и не забывайте о гимнастике.
Обращайте внимание на ценности. Обсуждайте хорошее и плохое в передаче, которую смотрит малыш («как, по-твоему, те мальчики хорошо относились к дамбо? А мышка была его другом? Посмотри, как мама обняла малыша. Они очень любят друг друга»).
Развивайте творчество и интеллект. Используйте телевизор для развития наблюдательности («что этот мальчик сейчас сделал?»), творчества («посмотрим, удастся ли нам сделать из бумаги такую же куклу, какая была в передаче»), умения анализировать («как ты думаешь, почему девочка так сказала? Это было хорошо?»). Старайтесь также развивать способность ребенка фантазировать и заодно используйте другие способы, чтобы поощрять его желание учиться и думать.
Идите навстречу эмоциональным потребностям. Детям требуется не только еда, одежда, кров и телевизор. Им нужен человек, который внимательно отнесется к их чувствам, научит понимать их и справляться с ними.
Расскажите о насилии. Если дети знакомятся с насилием (с помощью экрана, газет или на улице) и никто не говорит им, что это значит и как к этому относиться, они теряются и пугаются. К тому же у них может сложиться неправильное мнение о насилии. Если малыш случайно увидел по телевизору страшное событие и испугался, постарайтесь смягчить впечатление, успокойте его объяснением: «это был очень большой пожар. Но видишь, никто не пострадал», не акцентируя внимания на том факте, что несколько человек погибло. То же самое относится к редким сценам насилия в какой-нибудь вполне спокойной передаче или фильме (например, выстрел по матери олененка бэмби). Иногда малыш совершенно не воспринимает подобные сцены, однако, если он на них как-то реагирует, постарайтесь объяснить («в маму бэмби стрелял плохой человек»).