Ошибки во взаимодействии родителей с ребенком

«Тебе еще рано»


[[MORE]]

Для ребенка-дошкольника самое главное - прямое доброжелательное участие родителей в том, что ему нужно. А ему надо познавать социальный мир, открывать его. В нем многое непонятно, и спросить не у кого, кроме мамы и папы. Вот почему ребенок задает массу вопросов, не всегда приятных и простых, порой затрагивающих темы, на которые говорить совсем не хочется. Но если вы ему не ответите, отмахнетесь - «тебе это рано, не нужно, молчи, не мешай взрослым разговаривать» и т.п., - у него останется огромный вопросительный знак. И он непременно начнет раскапывать: что же это такое интересное, чего ему не хотят рассказывать? А в ваших отношениях постепенно возникнет барьер. Ребенок сделает вывод: вы меня не хотите брать к себе, значит, я вам не нужен.


На самом деле: отвечать на все вопросы ребенка надо терпеливо и по возможности честно. Если вы не знаете ответа на вопрос - попросите отсрочки, но непременно узнайте и дайте ответ. Нельзя обманывать ожидания ребенка и веру в то, что его родители стараются сделать для него все возможное. Потому что на доверительности стоят сейчас и будут строиться впредь все ваши отношения. И если ее нет, никакие теории воспитания, никакие подарки не помогут - вы останетесь чужими людьми. Ребенок очень рано начинает чувствовать, что с ним обращаются как с предметом. Детские истерики в раннем возрасте в основном связаны именно с этим. Становясь старше, он уже не будет падать на пол и стучать ногами, требуя своего, но придумает что-то другое.


У нас все идет хорошо, не о чем беспокоиться


Большая часть душевной жизни ребенка протекает скрытно. Рутина повседневных забот порой не дает разглядеть первых признаков внутреннего неблагополучия, проблем, которые его волнуют.


Любое изменение в его жизни может вызвать дискомфорт - пошел ли он в детский сад, долго гостил у бабушки, начал заниматься в спортивной секции. Возможно, у него не все складывается в отношениях со сверстниками, может быть, его обидел кто-то из взрослых или больших детей, вполне вероятно, что он столкнулся с какой-то ситуацией, которую не может понять... Все это может беспокоить ребенка, но он не всегда может выразить свои чувства словами.


На самом деле: родители должны иметь своего рода антенну и все время сканировать, все ли идет правильно, нет ли у ребенка проблем, напряженности? Признаками психоэмоционального напряжения служат появившаяся плаксивость, подавленность, депрессивность. Это значит, ребенок не может решить те задачи, удовлетворить те потребности, которые для него сейчас значимы. И помочь ему некому, кроме внимательных родителей.


Подготовка к школе заключается в том, что ребенка учат читать, писать и считать


Зачем родители стремятся научить его тому, что входит в программу первого класса? Как же, ответит тревожная мама или ответственный папа, чтобы ему было легче в первом классе, чтобы был не хуже других детей, чтобы понимал, как важно хорошо учиться. Но все эти объяснения по сути - наше осознаваемое или неосознаваемое тщеславие. В подобных ситуациях его попросту «натаскивают», чтобы продемонстрировать свои родительские достоинства. Ребенок в этой ситуации выступает как некий объект воздействия, а не как живой и самоценный человек.


На самом деле: родители должны знать, что такое «инструментальное» отношение будет сходить с рук в течение первых 3 - 4 лет школьного обучения. Но как только ребенок войдет в ситуацию подросткового кризиса (а это непременно произойдет в 11 - 12 лет), оно непременно вернется. И последствия могут оказаться разрушительными.

Популярные сообщения из этого блога

Станцуем любовь: интервью со Светланой Тверьянович

Когда имеет смысл перевести ребенка на домашнее обучение?

Какие правила этикета приняты в Бразилии?